В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является важнейшим фактором, определяющим перспективы развития туризма в России. Рыночный опыт в гостиничной и туристской индустрии показывает, что на долю взаимоотношений между потребителем и служащим приходится от 75 до 90% возникающих «нештатных» ситуаций, результатом которых являются неудовлетворенность потребителя качеством обслуживания. По этой причине на первый план выступает профессиональная подготовка персонала гостиниц туристских предприятий и применение эффективных концепций управления человеческими ресурсами.

Профессиональные стандарты (квалификационные требования) к основным должностям работников туристской индустрии утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8 от 17 мая 1999 г. Профессиональные стандарты позволяют работодателю уточнять и расширять перечень должностных обязанностей, осуществлять подбор и расстановку кадров с учетом особенностей конкретной гостиницы.
Квалификационные требования являются нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений.
                В России требования к персоналу туристской фирмы должны быть приведены в утвержденных руководителем должностных инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника. Требования подразделяются на обязательные и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся:

a   знание работником своих должностных обязанностей;

a   знание Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

a   знание нормативных и законодательных актов РФ в области туризма;

a   наличие стажа работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;

a   знание туристских формальностей;

a   знание иностранного языка, используемого в деятельности туристской фирмы (объем знаний, а также список сотрудников, на которых распространяется указанное требование, устанавливаются руководителем).

К рекомендательным требованиям относятся:

a   наличие специального образования в сфере экономики и менеджмента туризма (для руководящего состава фирмы);

a   регулярное повышение квалификации персонала;

a   знание материалов, рекомендаций и других документов международных туристских организаций. Например, должностные обязанности руководителя туристской группы (гида) регулируются следующими документами: квалификационными характеристиками должностей служащих; должностными инструкциями; положением об оплате.

Основные требования к руководителям туристских групп (гидам):

a   свидетельство об окончании курсов по подготовке руководителей туристских групп;

a   знание порядка оформления финансовых документов (на проезд группы, при расчетах с гостиницей, рестораном, экскурсионным бюро и т.д.);

a   владение основами психологии при общении с группой (участниками поездки);

a   знание правил перевозки туристов и багажа на всех видах транспорта, прохождения таможенного и пограничного контроля;

a   знание методов и правил оказания первой (неотложной) медицинской помощи;

a   условия и порядок страхования туристов и руководителя туристской группы;

a   знание иностранного языка.

© ilych2011
Сделать бесплатный сайт с uCoz