Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной дея­тельностью занятыми этой деятельностью организационными структу­рами и их персоналом. Для него, как и для любой другой области ме­неджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии. Поста­новка цели и выбор стратегии осуществляется в цикле в четыре этапа:

1.  Планирование: составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, поста­новка задач перед сотрудниками, организация работы.

3.  Исполнение: осуществление исследований и разработок, реали­зация плана.

4.  Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накоп­ление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инно­вационных управленческих решений; применения новшеств.

Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, -элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под ин­новационным менеджментом следует понимать совокупность принци­пов, методов и форм управления инновационными процессами, инно­вационной деятельностью, организационными структурами и их пер­соналом. В соответствии с этим определением инновационный ме­неджмент обеспечивает:

- концентрацию внимания всех исполнителен на деятельности в рамках инновационного цикла;

-  организацию строгого взаимодействия между исполнителями от­дельных его этапов, направляя их работу на достижение общей страте­гической цели;

- нахождение иди организацию разработки интеллектуальных про­дуктов, необходимых для создания инноваций:

-  организацию контроля хода работ по всему инновационном цик­лу - от разработки продукта до сбыта продукции;

-  периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения пли прекращения работ по отдельным проектам.

Непосредственно при проведении в жизнь инновационного процесса применяют общие и специфические методы инновационного менеджмента.

К общим методам относятся:

– методы анализа: графический, сравнения, балансовый;

– метод планирования;

– методы прогнозирования: нормативный, экспертный, параметрический;

– методы стратегического и метрического маркетинга: моделирование, сегментация, оценка и анализ, исследование.

К специфическим методам относятся:

1) системный анализ – анализ возможности достижения цели с учетом внутренних и внешних обстоятельств, рассмотрение внешней и внутренней сред, разделение системы в соответствии с системным подходом на подсистемы: управляющую, управляемую, обеспечивающую, обслуживающую, единство всех подразделений, принятие во внимание прямых и обратных связей;

2) факторный анализ – анализируется развитие науки и техники в экономике, потенциал фирмы, прирост научно-технического потенциала инновации;

3) ситуационный анализ – анализ годности определенных методов управления к данной ситуации, анализ непредвиденных ситуаций, профессиональная подготовка персонала.

4) функционально-стоимостной анализ – совокупность функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация; разделение труда в управлении инновациями; оптимизация решений, координирующих и контролирующих функций.

К методам и инструментам инновационного менеджмента относят:

1) статистические (факторныые) модели, разработанные на основании корреляционных и регрессивных зависимостей инноваций;

2) нормативные методы планирования инновационной деятельности;

3) регламентирование процедур управления – в них входят положения об отраслях и службах, должностные инструкции;

4) экономико-математическое моделирование процессов, связанных с принятием решения в каждой из функций управления в отдельности;

5) оптимизационные модели формирования организационной структуры и тематических планов;

6) календарное планирование работ, сетевые методы;

7) приспособление параметров системы к условиям внешней среды;

8) произведение оценки качества «входа, выхода, процесса» в системе;

9) экономико-математическое моделирование, вероятностные модели;

10) проектным менеджмент;           

11) выработка сценариев развития;

12) рассмотрение внешних и внутренних обстоя тельств успеха инноваций;

13) творческое применение инновационных ме неджеров, всех доступных инструментов в связи с ситуацией;

14) методы управления конфликтами; 15) методы креативного менеджмента.

© ilych2011
Сделать бесплатный сайт с uCoz