|
Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии. Постановка цели и выбор стратегии осуществляется в цикле в четыре этапа: 1. Планирование: составление плана реализации стратегии. 2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. 3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана. 4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств. Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, -элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом. В соответствии с этим определением инновационный менеджмент обеспечивает: - концентрацию внимания всех исполнителен на деятельности в рамках инновационного цикла; - организацию строгого взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели; - нахождение иди организацию разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций: - организацию контроля хода работ по всему инновационном циклу - от разработки продукта до сбыта продукции; - периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения пли прекращения работ по отдельным проектам. Непосредственно при проведении в жизнь инновационного процесса применяют общие и специфические методы инновационного менеджмента. К общим методам относятся: – методы анализа: графический, сравнения, балансовый; – метод планирования; – методы прогнозирования: нормативный, экспертный, параметрический; – методы стратегического и метрического маркетинга: моделирование, сегментация, оценка и анализ, исследование. К специфическим методам относятся: 1) системный анализ – анализ возможности достижения цели с учетом внутренних и внешних обстоятельств, рассмотрение внешней и внутренней сред, разделение системы в соответствии с системным подходом на подсистемы: управляющую, управляемую, обеспечивающую, обслуживающую, единство всех подразделений, принятие во внимание прямых и обратных связей; 2) факторный анализ – анализируется развитие науки и техники в экономике, потенциал фирмы, прирост научно-технического потенциала инновации; 3) ситуационный анализ – анализ годности определенных методов управления к данной ситуации, анализ непредвиденных ситуаций, профессиональная подготовка персонала. 4) функционально-стоимостной анализ – совокупность функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация; разделение труда в управлении инновациями; оптимизация решений, координирующих и контролирующих функций. К методам и инструментам инновационного менеджмента относят: 1) статистические (факторныые) модели, разработанные на основании корреляционных и регрессивных зависимостей инноваций; 2) нормативные методы планирования инновационной деятельности; 3) регламентирование процедур управления – в них входят положения об отраслях и службах, должностные инструкции; 4) экономико-математическое моделирование процессов, связанных с принятием решения в каждой из функций управления в отдельности; 5) оптимизационные модели формирования организационной структуры и тематических планов; 6) календарное планирование работ, сетевые методы; 7) приспособление параметров системы к условиям внешней среды; 8) произведение оценки качества «входа, выхода, процесса» в системе; 9) экономико-математическое моделирование, вероятностные модели; 10) проектным менеджмент; 11) выработка сценариев развития; 12) рассмотрение внешних и внутренних обстоя тельств успеха инноваций; 13) творческое применение инновационных ме неджеров, всех доступных инструментов в связи с ситуацией; 14) методы управления конфликтами; 15) методы креативного менеджмента. |
© ilych2011
|