Бизнес-план (БП) - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей, посредников и др. участников инвестиционного проекта.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования показали целесообразность следующей структуры бизнес-плана.
Титульный лист - на нем указывается название фирмы, ее месторасположение, название бизнес-плана и дата составления.
Содержание - краткое описание цели и основных положений бизнес-плана.
Меморандум о конфиденциальности - предупреждение потенциального инвестора о конфиденциальности информации, содержащейся в бизнес- плане.
Оглавление - перечень того, что будет включено в бизнес-план.
Раздел 1. Возможности фирмы (резюме) - при написании данного раздела предприниматель должен показать потенциальным инвесторам, что фирма в состоянии решать сложные задачи на высоком уровне; дать обзор делового предложения.
Раздел 2. Виды товаров (услуг) - в этом разделе описываются все товары (или услуги) фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.
Раздел 3. Оценка рынков сбыта продукции (услуг) - этот раздел посвящен изучению рынков и позволяет предпринимателю четко представить; кто будет покупать его товар и где его «ниша» на рынке.
Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта - этот раздел необходимо посвятить анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике.
Раздел 5. План маркетинга - в этом разделе объясняется, как предприниматель может ознакомить потенциальных партнеров или инвесторов с основными элементами своего плана маркетинга.
Раздел 6. План производства - главная задача данного плана - доказать своим потенциальным партнерам, что фирма будет в состоянии реально производить необходимо количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.
Раздел 7. Организационный план - в данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о персонале, работающем на нем.
Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы — в этом разделе рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Раздел 9. Оценка риска и страхование - задача данного раздела - рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.
Раздел 10. Финансовый план - данный раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды.
Приложение — в нем целесообразно помещать информацию, которая носит вспомогательный характер и представляет, как правило интерес для специалистов.